Скорее присылайте работы в АРФИ по итогам 2018 - поэзия, проза и рисунки! stormwind год, 4 месяца и 22 дня
ВНИМАНИЕ всем любителям пушистого арта, литературы и коллекционных изданий и предметов - новый АРФИ2017 stormwind 2 года, 2 месяца и 21 день
Приглашаем присылать работы в АРФИ 2017 - поэзия, проза, рисунки и музыка! stormwind 2 года, 6 месяцев и 10 дней
Архив новостей
Спрятать
Журнал
Пишет Соболь

[icon=Соболь] Соболь
29 Мая 2014 22:56
Просмотров: 1690

''Рататуй'' (2007)


Есть много сюжетов про то, как главный герой добивается успеха на каком-то выбранном поприще (чаще всего — в некотором виде спорта). Нам рассказывают, как он поприщем увлёкся, как мечтал на нём преуспеть, как шёл к своей цели, — и вот уже финал, последнее, самое трудное испытание, после чего — триумф: герой всем показал и доказал, на что способен, все его по достоинству оценили, о нём все узнали и заговорили, толпа рукоплещет и кричит ему ура.

«Рататуй» — тоже про успех на поприще.

Но.

Во-первых, поприще здесь поинтересней и потрудней для раскрытия: искусство.
(В мультфильме речь идёт об искусстве вообще; кулинария — конкретный пример, забавный частный случай. Для «Рататуя» вообще характерно о серьёзных вещах говорить несерьёзно, ненавязчиво, показывать их на гротескных комических примерах, часто вообще упоминать вскользь и мимоходом — но, при этом, всё нужное сказать.)

Во-вторых — и это главное — очень уж необычно подан тот самый «триумф» героя.

Ведь «по достоинству оценивают» стряпню Реми задолго до конца истории: ресторан осаждают толпы народа, все заказывают и нахваливают его блюда, заведение преуспевает, сам Реми — тоже (удобное жильё, роскошные продукты).
Но это ещё далеко не «триумф».

С другой стороны, слава — когда «все узнали и заговорили» — к герою в мультфильме так и не приходит, да и понятно, что широкая известность для него невозможна. Никогда не напишут французские газеты: «Дорогие читатели! Крыса, которую вы видите на фотографии — отличный повар».

А «триумф»-то, оказывается, наступает в тот момент, когда всего-навсего один человек, поев блюдо, приготовленное Реми, роняет ручку и делает большие глаза.

Но не просто один человек. А тот, кто в этом разбирается, кто искусству искренне, беззаветно, до смешного предан (Эго, разумеется, смешон), кто сразу чувствует малейший изъян; кто — один — действительно способен понять и оценить. Невероятно строгий, но объективный и беспристрастный. (Эго объективен. Критик, пришедший на выставку картин с намерением написать разгромную статью — так и напишет разгромную статью, хоть ты ему Сикстинскую Мадонну покажи. А у Эго слишком трепетное отношение к искусству, искусство он ставит намного выше себя, своих личных чувств, просто не может позволить себе в этом вопросе «нечестную игру».)

И обязательно надо было потом привести этого критика на кухню, обязательно познакомить его с Реми — одного его, не весь мир, не толпу. И вот это-то в мультфильме и есть «признание и известность» для героя, его настоящий «триумф» и «успех на поприще».

И пусть потом закроют ресторан, пусть критик потеряет работу, доверие людей и статус профессионала — это уже неважно! Они счастливы оба, они вдвоём пережили удивительный момент сопричастности к тому, что для них важно: к настоящему искусству. Один создал произведение, другой его понял и оценил.
Поодиночке им этого пережить бы не удалось, они нужны были оба: красота, искусство может быть только там, где есть и тот, кто создаёт, и тот, кто воспринимает.

Эго в замечательном монологе в конце говорит, что «любая гадость ценней нашего мнения о ней» — но он чувствует стыд за то, что ошибался и был слишком самоуверен, хочет сказать другим излишне самоуверенным критикам, чтобы не повторяли его ошибку.
А настоящие, грамотные критики — те, кто разбирается, кто в состоянии ясно разглядеть в произведении ту самую красоту — конечно же нужны.

Кстати, очень понятно, почему кинокритики так благосклонно высказывались о мультфильме (вот «толпа» — далеко не вся благосклонно). Они увидели в мультфильме чего-то близкое, Эго их задел своими словами и заставил задуматься.


Искусство — главная, но не единственная важная тема мультфильма.

Ведь можно быть талантливым художником (поэтом, музыкантом) — и при этом изрядной сволочью; примеры легко найти и в истории, и оглядевшись вокруг.

Здорово, что Реми подробно показан не только как творец, но и с точки зрения «моральных качеств».

Что же видим в нём с этой, моральной, точки зрения?

А вот что: совесть у крысы развита невероятно, болезненно, патологически.

Взять хотя бы эпизод с французской булкой (а только что показывали, как голодал и ловил пастью капельки воды в канализации). Голодный — съешь! Нет. «Воровать — плохо». Откуда это в нём?.. Могу сходу назвать пару десятков вполне себе положительных персонажей мультфильмов, которые бы в сходной ситуации не задумались ни на секунду и спокойно взяли, что им нужно.

А потом — когда «исправляет» суп, когда не может оставить Лингвини в беде и возвращается к нему, когда помогает ему с готовкой, когда сам готовит для него утром, когда спасает завещание (рискуя жизнью, между прочим), когда проявляется его привязанность к семье... Почему он это делает? Мог бы и не делать.
О собственной выгоде при этом, кажется, не думает совсем. Чем тоже резко отличается от многих «положительных» героев.

Собственно, его разговоры с совестью потому и стоило показывать в смешной форме (как беседы с «плодом воображения»), что иначе бы Реми казался уж слишком, неестественно хорошим в эти моменты...


А ещё привлекательней, как ни странно, персонаж становится от того, что на самом-то деле он — не такой уж и хороший.

Здорово, что Реми в мультфильме кусается. Это тоже работает на его образ.

Реми — крыса. И его «крысиная природа» проявляется довольно часто. Иногда в мелочах, вроде его смеха. (Вы когда-нибудь слышали, чтоб положительный герой мультфильма так «мило» смеялся?.. Самый запоминающийся случай — когда смеётся, убегая по набережной; но и ещё несколько раз были эти «крысиные» смешки.) Когда он бьёт Лингвини хвостом (а также рукой самого Лингвини, сковородкой). Когда действительно относится к нему как к «марионетке», средству для достижения целей. Когда всё-таки ворует и обманывает (как сперва опускает повязку на глаза, чтоб Лингвини не видел, что стало с блином — мелочь — так же потом тайком от Лингвини водит Эмиля и товарищей на склад — это уже не мелочь в мире мультфильма, в его моральном пространстве). Когда злится на Лингвини и сразу же мстит — приводит всю родню на «разграбление».

Это всё в Реми тоже есть — это в его «природе». В том и суть, что он пытается от этого избавиться, старается подняться выше своей изначальной природы, стремится к идеалу (идеал у него — люди).


P. S. Кому понравилась синестетическая сцена, в которой Реми и Эмиль пробуют сыр с клубникой — где вкусовые ощущения передаются через музыку и абстрактную анимацию — советую поглядеть ещё похожий короткометражный музыкальный мультфильм «Сенсология» от того же аниматора, Мишеля Ганье:
http://intoclassics.net/load/2-1-0-1761
Удалить Правка
Комментарий:

Страницы: []
[icon=Grayrat]
Grayrat
Фурри-художник (Участник)
Сообщений: 56 / 0
# 30 Мая 2014 19:51
Знаешь... Ты молодец :D

Особенно то что понял про Реми и критика... Оба живут правдой.
https://acomics.ru/~DarkForestOnline
Ответить
Комментарий:
[icon=FurryTiger]
FurryTiger
Фурри-художник (Участник)
Сообщений: 0 / 0
# 30 Мая 2014 03:37
Было интересно почитать, даже пересмотреть захотелось.))
Ответить
Комментарий:
[icon=Бредогенератор_Йоши]
Бредогенератор_Йоши
Фурри-художник (Участник)
Сообщений: 0 / 640
# 30 Мая 2014 16:47
+1, отлично написано. Давно не пересматривала
Не позволяйте неудачам раздавить себя - успех рождается именно из неудач
Ответить
Комментарий:
[icon=Хени]
Хени
Фурри-художник (Участник)
Сообщений: 0 / 0
# 30 Мая 2014 02:45
Кстати, это мой один из самых любимых «буржуйских» мультов. =)
Fall down seven times, get up eight.
Ответить
Комментарий:
Страницы: []
Сейчас на сайте 473 пользователя
5 фуррей и 459 гостей и 9 роботов
 
FN engine: 4.24.195. Copyright ©2006-2020 FurNation.ru